Ташкент - Театр имени Навои

Государственный Академический Большой Театр им. Алишера Навои - это единственный Большой театр на всей территории Центральной и Юго-Восточной Азии. История театра начинается с 1929 года, когда любители концертно-этнографического ансамбля под руководством М. Кари-Якубова организовали профессиональный театр. В 1939 году он был переименован в Государственный Узбекский Театр Оперы и Балета, а в марте 1948 года объединён с Русским театром и назван Государственным Театром Оперы и Балета имени Алишера Навои. Позднее, в 1959 году, театру был присвоен статус академического, а в 1966 году — статус Большого Театра.

Здание театра было построено в 1947 году по проекту архитектора А. В. Щусева. В оформлении здания участвовали Т. Арсланкулов, А. Болтаев, К. Джамолов, С. Наркузиев, Уста Ширин Мурадов и др. В отделке фасадов и интерьеров театра использованы мотивы традиционной узбекской монументальной архитектуры.

Для архитектуры театра характерны поиски синтеза традиций национального зодчества и приемов классических европейских композиций: портальная часть обозначена глубокими стрельчатыми арками, рисунок боковых галерей повторяет мотив главного портала. Зрительный зал, многочисленные фойе, лестничные марши отделаны резьбой по ганчу и мрамору. В ганчевых панно использованы традиционные мотивы архитектурных школ Ташкента, Ферганы, Бухары, Хорезма, Самарканда.

Tashkent - Theatre named after Navoi

The State Academic Bolshoi Theatre named after Alisher Navoi is the only Bolshoi Theatre in the whole territory of Central and South-East Asia. The Theatre's history begins from 1929, when amateurs from the concert-ethnographic ensemble under the direction of M. Kari-Yakubov organized a theatrical. In 1939 it was re-named to the State Uzbek Opera and Ballet Theatre and in March 1948 it merged with the Russian Theatre and was named as the State Opera and Ballet Theatre named after Alisher Navoi. Later on, in 1959 the Theatre was awarded an academic status and in 1966, the status of a Bolshoi Theatre.

The building of the Theatre was erected in 1947 under project of the architect A.V. Tshusev. The decoration of the building was performed with a participation of T. Arslankulov, A. Boltaev, K. Jamolov, S. Narkuziev, Usta Shirin Muradov and others. The facade and interior finishing employed Uzbek traditional motifs of monumental architecture.

The theatre architecture represents a search of the synthesis of national art of building and methods of classic European compositions: the portal part is empathized with deep lancet arches; the pattern of the lateral galleries follows the motif of the main portal. The audience hall, numerous lounges, stairways are decorated with ganj and marble carving. The ganj panel picture used traditional motifs of architectural schools of Tashkent, Fergana, Bukhara, Khorezm and Samarkand.